Мировоззрение (миросозерцание) – система обобщённых взглядов на мир, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе в ней. Обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. А так же место человека в его мировоззрении.
Три основных типа мировоззрения:
Житейское (обыденное) мировоззрение в котором отражаются представления здравого смысла традиционные взгляды о мире и человеке
Религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверх естественного мирового начала
Философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира
Мировоззрение имеет огромный практический смысл, мировоззрение влияет на жизнь, на нормы поведения, на поступки, на жизненные стремления, интересы, на труд и быт человека.
Терминология:
Русский Мировоззрение
Английский Ideology (идеология)
Французский Conception (концепсия)
Испанский Filosofia (философия)
Итальянский Ideologia (идеология)
Носитель мировоззрения – личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определённой системы взглядов.
Христианство – это претворение в жизнь утверждения Христа о том, что Он для человека есть «путь, истина и жизнь» (Иоанна 14:6). Когда мы говорим: «Это христианский поступок», мы имеем в виду, что такого поступка ожидал бы от нас Иисус Христос. Думать и поступать в соответствии с учением Христа – суть христианства. Исходя из этого, мы можем сказать, что христианское мировоззрение, как система ценностей, основано на Божественном откровении, то есть на Библии.
Гуманизм: (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека, как высшей ценности, образ мыслей и действий, в которых доминируют человеческие интересы и ценности.
Всякое мировоззрение определяется взглядами на следующие 10 дисциплин: богословие, философию, этику, биологию, психологию, социологию, юриспруденцию, политику, экономику и историю.
Каждое мировоззрение имеет свою особую позицию, с которой оно подходит к этим дисциплинам. Каждая из дисциплин проникнута ценностями, влияющими на формирование мировоззрения.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ЭТИКИ.
ЭТИКА
– это наука, направленная на определение критериев приемлемого или не приемлемого поведения в контексте определённой культуры или цивилизации.
– раздел философии, который занимается вопросами нравственности, включает в себя систему ценностей, регламентирующих жизнь человека.
В широком смысле этика – это кодекс, т. е определённые правела людей, выработанные многими поколениями. Слово «этика» происходит от греческого слова ethos, которое обозначает обычное или привычное поведение
Слово «мораль» происходит от латинского mores, что значит обычаи и привычки человека определённой культуры.
НЕБИБЛЕЙСКАЯ ЭТИКА – это система человеческих взглядов, выведенных из мирской философии, а не из Библии. В этом случае человек сам для себя является авторитетом и самостоятельно определяет для себя, что правильно, а что нет.
Этической нормой для гуманистов является релятивизм. Релятивизм отрицает существование универсальных, обязательных норм.
Приверженцы релятивизма считают, что в этике и морали нет абсолютов. Абсолют – обязательный универсальный принцип.
Библейская этика представляет собой свод норм нравственного поведения, выведенных исключительно из Библии. Она была сотворена Богом, а не отдельной культурой или традициями какого – либо народа.
Задача библейской этики – определить, что согласуется с характером Бога и Его принципами жизни, а что нет. Понимание этой точки зрения даётся Духом Божьим (1Коринфянам 2:6-12)
Основой библейской этики является вера в абсолютный моральный закон, который существует независимо от человека и в тоже время представляет собой неотъемлемую часть человеческой сущности ( Иоанна 1:9)
Понимание принципов библейской этики должно вести к признанию личной ответственности перед Богом за свои действия.
Система абсолютов в Библии
Библейская этика основана на системе абсолютов.
Абсолют – обязательный, неизменный, универсальный принцип, который все должны учитывать. Эти абсолюты открыты человеку через Библию: Бог триедин, греховность человека, наказание для тех, кто примет грех, спасение через веру в Иисуса Христа и его всемогущество, исполнение 10 заповедей и т. д.
Относительные этические нормы Библии
Помимо библейских абсолютов, в Библии встречается относительная этика, где существуют указания, рассматриваемые в заданном контексте и относящиеся к определённому периоду истории и культуры. Например, этика Ветхого Завета была заменена на этику Нового Завета, жертвоприношение, обрезание, одежда и так далее.
Так же в Библии существуют неясные вопросы, когда две нормы вступают в конфликт.
Для получения правильного ответа необходимо задавать следующие вопросы:
- Прославляет ли участие в этом деле Бога? (1Коринфянам 10:31, Колоссянам 3:17)
- Помогает ли это духовно возрастать вам? (Филиппийцам 3-10, 1Коринфянам 9:24 – 27)
- Способствует ли это духовному росту других верующих? (2Петра2:20,1Коринфянам 9:19-21)
- Является ли это свидетельством о Евангелии? (1Коринфянам 9:23, Филиппийцам 1:12-14)
Иисус – совершенный образец нравственного поведения.
Иисус Христос является стержнем, а Его действия – примером воплощения христианской этики в жизнь. (Иоанна 14:6)
Нагорная проповедь – наиболее полное изложение этического учения Христа. (Матфея 5, 6, 7)
Этика Нового Завета (как система взаимоотношений) заключается в следовании за Иисусом Христом и высвобождении Его примера через свою жизнь.
Темы проповедей учеников Иисуса:
1. Смерть Иисуса Христа и дар прощения
2. Воскресение Иисуса и его значение для человека
3. Дар Святого Духа
4. Обетование Второго Пришествия Иисуса Христа и предостережение о Дне Господнем и Дне Страшного суда для тех людей, кто не примет Иисуса своим Господом и не пойдёт вместе с Ним созидать свою жизнь. (Откровение 22:12)
Эти четыре истины проповедей ранних христиан:
– порождали в людях перемену ценностей
– веру в Господа Иисуса Христа
– готовность отречься от греховной жизни
– и следовать нравственному учению Иисуса, каким бы оно ни было
Этические наставления содержатся в Посланиях Нового Завета и адресованы христианам всех народов и всех веков. (Откровение 22:13-14; Матфея 11:28-30; Иоанна 14:12,23; 15:3-12)