3.Пример формы и структуры проведения служения

Приветствие детей. С кем – то из детей лидер поздоровался до начала служения, а кто – то проскочил в аудиторию не замеченным. Приветствие – это время, выделенное для обращения служителя к детям и для настройки всех на рабочий лад.

Молитва проводится в обязательном порядке, где лидер или кто – то из детей старшего возраста (уже помощники лидеру) молятся за успешное проведение служения, просят у Бога благословения для лидера и детей, приглашают Господа присутствовать  в служении, просят Духа Святого, чтобы наполнил каждое сердце любовью Христовой. Молитва помогает  сосредоточить внимание на Бога и открывает  присутствующих к принятию   Его благословения.

На фоне прославляющих  Бога песен,  лидер организовывает с детьми танцы в виде хоровода.  2Царств 6:14 – 16.

Хвала Богу Поклонение и благодарение проходит спокойно. Лидер всё объясняет детям и показывает как надо себя вести  при поклонении и проводится в возможной для вас форме: хорошо, если в группе уже разучили  песенки прославляющие Бога, хорошо, если есть инструмент и аккомпаниатор.Лидер предлагает сначала песенки, которые уже знают дети, опираясь  на более старших детей.  Они уже являются помощниками лидеру и знают основные песенки, которые звучали и на данный момент звучат на служении. Замечательно если в детское служение привлекаются как помощники, дети постарше, из служения прославления.                                       

Хорошо если последняя песенка будет связывать  с темой сегодняшнего дня.

Хотя можно прославление и поклонение организовать и с ноутбуком: на фоне прославляющих  Бога песен,  лидер организовывает с детьми танцы в виде хоровода.  2Царств 6:14 – 16. Поклонение и благодарение проходит спокойно под звучащую из ноутбука песню.

После прославления и поклонения лидер предлагает детям присесть за стол и готовит их к принятию Слова Божьего.

Как раскрыть детям благую весть?

  1. Рассказать о Боге. Лидер рассказывает детям о том, что «Бог создал всё в этом мире, включая нас с вами. Он любит каждого из нас, и всегда будет любить, поэтому если у кого из вас возникают какие – то неприятности  вы можете позвать  –
  2. Рассказать о всемогуществе Бога. Он создал всё. В начале сотворил Бог небо и землю всё на этой земле. Деревья, птицы, океаны, моря и реки, звёзды и солнце, рыбы и звери. Бытие 1:1
  3. Раскрыть характер Иисуса. Бог любит всех и каждого из вас независимо от того, что мы с вами делаем. Иеремия 31:3
  4. Разъяснить что такое первородный грех. Между каждым человеком и Богом существует проблема, эта проблема называется грехом. Грех – это все наши плохие мысли, поступки, дела. Всё что неугодно Богу, в чём мы не послушны Ему.  Когда мы идём своими путями без Бога, не советуясь с Ним, поступаем по-своему, зная, что то что мы делаем  не хорошо вот это и есть грех.
  5. Объяснить детям, что такое унаследованный грех. Мы рождаемся для того, чтобы угодить себе, вместо того, чтобы угодить Богу, делая добро. Младенцы кричат, чтобы привлечь к себе внимание, даже когда им не больно. Малыш в магазине топает ножками , чтобы купили игрушку, девочка плачет в захлёб так как желает ещё кататься на качелях, в то время когда надо идти на обед. Они просто хотят «своего». Становясь старше, мы все идём по пути греха: непослушны родителям, ленимся трудиться как дома, так и в школе, обманываем, бьём слабых и много других поступков, которые каждый из нас может назвать. Все неугодные Богу мысли, слова или поступки греховны. Псалом 50:7. В Слове Божьем сказано: …кто разумеет делать добро,  и не делает, тому грех. Иакова 4:17  
  6. Спасительная жертва. Бог Сынпришёл на Землю потому, что Он любит нас. Сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Иоанна 3:16

Человек со временем от греха погибает.

Иисус сошёл на Землю жил в теле человека и рос, как растёт каждый из нас, но Он  отличается от нас тем, что Господь свят.  У нас не всегда бывают правильные слова, мысли, поступки, дела. Иисус знал, что грех отделяет нас от Бога – это наказание за грех.  Иисус же совершенен, никогда не грешил, потому что Он – Бог. 

        7, Смерть и воскресение.

Иисус Христос спустился с неба к нам, желая  забрать все наши грехи, чтобы люди не погибли, но имели жизнь вечную. 1Иоанна 3:5                                                                                          Иисус не хочет, чтобы мы были отделены от Бога и, чтобы нам было плохо.                                      Поэтому Он умер за каждого из нас.                                                                                                                                                                                           Господь  поступил так  потому, что Он очень любит каждого человека. Но Господь Иисус сделал то, что ни делал  никто – Он вернулся к жизни! Общался со своими учениками,  рассказал как им необходимо дальше жить, затем взошёл на небо.

Господь прожил Свою жизнь на Земле, где люди видели Его, говорили с Ним. Мы читаем про Него в Евангелии. В Ней Он учит нас, как прийти к Богу. Объяснил, как мы можем получить спасение и жить вечно вместе с Иисусом, как научиться общаться с Богом, как  научиться молиться и много разных советов оставил Господь Иисус, которые нам необходимо узнать и следовать Его примеру, для того чтобы не огорчать Бога и жить счастливо. 1Коринфянам 15:3 -8.

  • Потребность в Господе. Каждый человек нуждается в Спасителе, потому, что сами мы  не можем справиться с грехом. Для этого нам необходимо доверять и полагаться на Иисуса Христа. Сказано: Всякий, кто призовёт имя Господне , спасётся.  Римлянам 10:13

Задача каждого человека верить, что Иисус это сделал и своим поступком открыл путь к Господу, к общению с Ним, к созиданию с Ним своей жизни.                  Именно это лидеру следует донести детям всевозможными формами и методами. Иоанна 3:17 – 18

В теме «Как раскрыть ребёнку благую весть» 8 под тем и каждый лидер детского служения или служитель решает сам, сколько под тем брать на очередное служение. Это зависит от состава группы по возрасту.

Места из Писания даются для подтверждения сказанного и приобщения к теме в зависимости от возраста группы детей.

Серия книг «Плод Господа» – это толчок  созидания с Богом. Серия раскрывает направление,  темы соответствующего направления блоками. Это даётся  для того, чтобы человек понимал, что он может делать на своём участке служения, как это делать и что для этого надо, чтобы служение начало работать. Дальше поведёт Дух Святой,  а фантазия будет высвобождать, и расширять великолепные плоды во Славу Господа.

Хорошо когда в один день  Слово, дискуссии, рисунки,  игры организовываются на одну тему, которая высвобождается в этот день.  В этом случае дети хорошо запоминают обсуждаемую ситуацию и активно участвуют в процессе.

В последующих служениях, лидер или уже рукоположенный служитель, знакомит детей  очередной темой:

Например: обрисуйте детям личность Христа. Покажите им качества, присущие Самому Иисусу Христу такие как:

  1. Непорочность и чистота 1Петра 1:13 – 19 «Я буду стараться проявлять чистоту и непорочность,  исполняя Слово Божье»
  2. Истина и честность. Ефесянам 4:15; «Бог не лжёт и я не буду»
  3. Любовь и сострадание. Иоанна 15:17; Колоссянам 3:12 «У меня любящее сердце»
  4. Щедрость и самоотверженность. 1Тимофею 6:18. «я делюсь с детьми книгами, игрушками, сладостями, велосипедом –  добрыми делами»
  5. Прощение и милосердие. Плач Иеремии 3:22-23; Матфея 18:33; 5:7; Луки 6:36;                        1 Фессолоникийцам 5:15 «Бог милосерд и я буду оказывать помощь, поддержку и буду стараться быть добрым»
  6. Надёжность и верность.  Иоанна 10:11, 14 – 15; 2Коринфянам 5:21; 2Фессолоникийцам3:3. «Бог верен мне, а я буду верен (верна) Ему»
  7. Справедливость и нелицеприятие  Филиппийцам 4:8; Деяния 10:34 «Жизнь не всегда справедлива, но я буду стараться быть справедливой»
  8. Святость 1Петра 1:16;Иезекииль 28:25 -26 «Я буду стараться не совершать плохие поступки»
  9. Терпение Иоанна 19:17 -27; Евреям 12:1 «Иисус пострадал отдав жизнь Свою за меня проявив невероятное терпение на Голгофском Кресте и я буду стараться стойко переносить все сложности в жизни и активно действовать служа Богу»
  10. Смирение Иакова 4:10. «Я буду по доброму относиться ко всем людям и просить Бога чтобы Он помог мне в этом».

Со смирением признайтесь, что не можете измениться сами и для того чтобы уподобиться Христу вам нужен сам Иисус Христос и Его помощь. Для этого вы молитесь и просите Господа помочь вам в вашей ситуации. Побуждайте детей к общению по каждой характеристике и находите примеры, чтобы подчеркнуть такие качества в детях, соответственно их возрасту. Титу 2:7 – 8

Проводите с детьми беседы, базируемые на  Притчах. Темы: дружба, забота, гнев, зависть, прощение, труд и так далее. Жизнь покажет вам насущные темы в ведении служения, но необходимо запомнить, ни при каких обстоятельствах не переходить на личности. Обыгрывать эти темы, особенно отрицательные, необходимо  через  разных  кукольных зверюшек, через современных мультяшных персонажей, через сценки из Библии, отражающие  назревшие обстоятельства в группе, исходя из поведения детей,  которые выльются в определённую тему. Сценки могут подготовить старшие дети группы под руководством лидера.

Это увлекает группу, а детское сердце как почва, которую можно поливать и возделывать, чтобы добрые семена смогли прорасти и принести богатые плоды.

Учите детей воздавать хвалу Богу: за помощь, благодарите за солнечный день, за дождевую воду насыщающую землю, за церковь, где присутствует Бог и интересно, за то, что Господь помогает любить и учиться друг у друга. Псалом 33:2

Регулярно уделяйте время чтению и обсуждению Святого Писания, где вы можете обсудить библейских персонажей: Давида, Даниила, Руфи, Эсфири,  Иисуса, Петра, Авраама, Моисея. На тему жизни персонажей можно так же организовать сценки.

Для формирования   занятий  по духовному развитию служителю необходимо руководствоваться  водительством Духа Святого. Материал можно  приобрести в магазинах христианского направления. Через интернет. А Господь выведет вас и на игры и на всё то, что Он планирует развивать в вашем служении. Есть очень хорошая красочная Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый Завет. Здесь даются рассказы с «Сотворения мира» и пронизывают весь Ветхий Завет и Новый Завет,  рассказы на простом, понятном детям языке. Лидер берёт один рассказ, готовится и на служении высвобождает детям, организовывая обсуждение, дискуссию. В этом вам помогут вопросы, которые даны выше.

Читайте и обсуждайте  Притчи, анализируйте вместе с детьми и давайте посыл на то, чтобы слово Притчи воплощалось в жизнь ребёнка. 2Тимофею 3:14 – 15.

Играйте в творческие игры, где в центре будет Бог.

Например:

  1. Что создал Господь. Задайте детям вопрос, когда они едут в транспорте, что созданное Богом они видят в окне? Первый раз ответят не многие. Договоритесь с ними, что на следующей встрече они расскажут свои наблюдения. Лидеру необходимо записать в свой органайзер на число следующего служения «не забыть спросить у детей про их наблюдения»
  2. Ящик с притчей. Это прекрасный способ подачи библейских историй. Притча – это земная история с небесным смыслом. В ней скрыта истина о Боге. Притчу можно назвать таинственным даром от Бога.

Необходимо вырезать из цветной бумаги фигурки и предметы при помощи которых вы сможете представить детям предмет притчи, это могут быть женщина, мужчина, семена, овцы, деревья, монеты, сокровище, и многое другое, что появляется по ходу рассказа, каждый предмет, который понадобится для рассказа, бережно поместите в ящик с крышкой. Его можно  оклеить блестящей золотой или серебреной бумагой и представить притчу детям как таинственный дар от Бога, который может стать явным.

Лидер привлекает внимание детей, показывая золотой ящик и говорит, что он принёс им особый дар от Бога, который называется притчей.

Как и следует ожидать,  дети захотят заглянуть в ящик, чтобы узнать, что же там внутри. Лидер приподнимает крышку ровно на столько, чтобы можно было достать фигурки, но не удалось бы разглядеть всё содержимое сразу. Затем он начинает доставать по порядку те или иные предметы, одновременно рассуждая о них по смыслу  притчи. Притчу можно рассказывать за столом. После того, как притча рассказана, предметы бережно складывают обратно в ящик, а сам ящик убирают в укромное место. В последующие разы рассказывается таким же образом другая притча. Кстати, если в группе назрел какой то отрицательный момент, через притчу можно показать детям, что есть хорошо, а что есть плохо.

  • Зарисовки. После рассказа или истории  можно дать детям бумагу и цветные карандаши или фломастеры и предложить им нарисовать  не сложную картинку или предмет, связанный с притчей.

На стенке можно прибить деревянную планку и на неё скотчем прикреплять детские картинки, затем показать пришедшим родителям. Родителей заранее просить, о том, чтобы они не высмеивали, но наоборот, хвалили ребёнка за рисунок. Это поощряет к продолжению развития.

У лидера все рисунки должны вызывать положительный отзыв. Даже если ребёнок бунтует через рисунок, служителю следует  узнать в доброжелательной  форме, что малыш хотел сказать через рисунок.

  • Я с Иисусом. Лидер предлагает игру на воображение. Предлагает закрыть глаза. Когда дети сделают это и расслабятся, им лидер говорит: « Представьте вчера вы были с Иисусом. В то время, когда вы, вместе с учениками, находились посреди озера, вас настиг сильнейший шторм. Это было настолько необычное происшествие, что вы не скоро о нём забудете. Подумайте о том, что с вами произошло вчера. Что при этом вы ощущали. Попытайтесь мысленно представить, как это было». Затем попросите открыть глаза и спросить «Кто готов рассказать, что лично с ним произошло, когда вы были с Иисусом?» Кто поднимает руку пусть расскажет своё виденье.

Можно провести занятие на тему «молитва».

Дети очень любознательный народ. Они будут спрашивать, зачем им нужно молиться. Главная польза от молитвы – это личные отношения с Творцом Вселенной, Который очень любит каждого ребёнка. Отношения, основанные на молитве, дают каждому:

1.Радость и мир. Иоанна 16:24; Филиппийцам 4:6 – 7;                                                                                       2. Мудрость и разумение. 2:3, 5 – 6;                                                                                                                            3. Силу и смелость. Псалом 137:3;                                                                                                                              4. Защиту и спасение от зла. Псалом 22:4;                                                                                                               5. Цель и помощь в достижении цели. Псалом 58:2;                                                                               6. Обеспечение нужд ребёнка. Римлянам 37:4;                                                                                                                               7. Исполнение его желаний. Псалом 36:4;                                                                                                                     8. Помощь и ободрение. Псалом 9:17.

Дети приобретают навык молиться таким же образом, как и привычку беседовать с людьми. Они учатся молиться, слушая молитву лидера или служителя, родителей, друзей, Постепенно молитва становится и личным опытом. Поэтому если в группе есть дети которые уже умеют молиться, просите их молиться вместе с вами, чтобы другие могли слушать и учиться.

Лидеру, когда он молится  вслух с детьми необходимо:

– выбирать самые простые слова и короткие предложения;

– не молиться слишком красиво. Ребёнок, слыша красивую речь, не осмелится вслух произнести свои простые слова,он может подумать, что Бог принимает только сложные и красивые слова и у него никогда не получится так молиться;

– молиться кратко, так как длинная молитва утомительна для детей;

– выбирать такие нужды, к которым может присоединиться любой ребенок, земные нужды очень значимы для детей.

Если служитель просит детей и их родственников, сказать перед молитвой свои нужды, это облегчит детские души. Тем самым мы помогаем им составить те фразы, которые они потом скажут Богу. Детям легче высказывать Богу  свои нужды  и мысли после того, как они проговорили лидеру. Прежде чем начинать молиться необходимо задать детям вопрос и помочь им сформулировать из ответов фразы. « Дети за что сегодня мы можем поблагодарить Бога? За что вы хотели бы прославить Его? За что вы бы хотели попросить прощения? За кого вы сегодня хотели бы помолиться? Лидер записывает их ответы на листочек  или на доске и потом вместе с детьми читают  хором. Молитва может звучать так: «Боже мы славим Тебя сегодня за…» Боже мы сегодня хотим тебе сказать, что сожалею из-за того , что сделал, прости нас…». «Боже есть люди, которым нужна Твоя помощь, сегодня мы молимся за…», « Боже мы хотим Тебя поблагодарить за…». Если в группе дети постарше, они могут записать и вопросы и ответы на листе бумаги, затем по очереди  по бумаге помолиться.

Бывает, что дети не хотят, чтобы кто – либо кроме Бога знал о их молитве. В этом случае они могут положить написанную просьбу в конверт, а лидер предложив детям положить руку на конверт, помолится за их нужды, попросив Господа, чтобы Он ответил на тайные молитвы детских сердец.

Используйте сравнения, чтобы помочь детям понять суть молитвы. Например:                        Молитва  – это телефон, который связывает ребёнка с Другом – Богом; она как карта путешественника,  помогает ребёнку находить ориентиры, опасности, пути к месту его следования по жизни. Она как одежда, защищает его, как праздник  с лучшим Другом – Богом. (это прославление, благодарение ). Она как башня – это личное место ребёнка, где он проводит время со своим любящим Другом и делится своими мыслями, мечтами, желаниями, не опасаясь что кто – то нарушит их союз и верит  в то, что Господь поможет ему  восполнить  желания и осуществить мечты.

Дети зачастую спрашивают, почему они не всегда получают то, о чём просят в молитве. Попытайтесь это объяснить так: «Если вы  сейчас попросите меня  дать вам  настоящую машину, я без сомнения отвечу «нет». Дети как вы думаете, почему я скажу «нет»?                      Или попросите прыгать через окно? Ответ мой будет «нет». Если вы спросите, можно ли находясь дома в любое время собраться и пойти гулять с друзьями, ответ будет зависеть от того,  что лучше  для каждого из вас на тот момент.

Молитва о том, что бы удалось скрыть воровство, или кому – то отомстить  останется без ответа. Бог никогда не будет помогать тем, кто совершает плохие поступки.

На другие молитвы Бог ответит «да». Например: молитва о прощении. Если кто – то из вас случайно сделал не хороший поступок и вам стыдно за него, попросите прощения у Иисуса Бог простит.

Если вам что- то не понятно в Библии, Бог поможет разобраться в этом. Если вы молитесь и желаете всё больше быть похожим на Иисуса, Господь подскажет как надо поступать, чтобы это свершилось – это те молитвы на которые каждый из вас получит положительный ответ.

На некоторые молитвы Бог предлагает подождать. Например, кто-то  из вас молится «Иисус сделай так, чтобы Антон захотел дружить со мной». «Господь, дай мне велосипед на день рождения». Если вы молитесь такими молитвами, то лучше всего попросить Бога сделать по Его воле. Тогда какой бы не был ответ, каждый из вас  будет знать, что это лучше для тебя.

Иногда Бог не отвечает на наши просьбы, потому, что мы не слушаемся Его, ссоримся с кем – то или не прощаем. Он может отложить  нашу просьбу до того момента, пока мы не разберёмся с этой проблемой. В любом случае Бог слышит наши молитвы и отвечает в зависимости от того, что лучше для каждого из вас.

Иногда даже с малого возраста Бог даёт испытания, через которые начинает формировать личность и побуждать постоянно молиться Богу. Например: лучший друг переезжает; домашний любимец умирает; на игровой площадке, продолжает заправлять какой – то забияка. Вы уже молились об этом, но Бог ещё не ответил на ваши просьбы. Как можно помочь себе и не разочароваться?

Даже в этом возрасте вера детей будет испытываться. В этом случае обратите внимание на то, где Господь проявляет любовь в вашей жизни. Может быть, Он даёт вам кружок любого направления, спортивную секцию или музыкальную школу, где вы сможете проявить свой талант. Богу не безразличны ваши чувства,  Он знает, что для вас лучше. Если вы Его послушаете, поможет достичь незаурядных успехов. Господу важно, чтобы ваша вера возрастала, и вы чувствовали любовь Бога и Его заботу.

Примеры и объяснения могут соответствовать  тому возрасту  детей, которые находятся в группе, чтобы раскрыть суть молитвы и отношение Бога к ней.

Этапы подготовки к рассказыванию историй.

  1. Усвойте историю,  пересказав несколько раз. Надо предоставить Слову Божьему время, чтобы оно могло прочно обосноваться в вашем сердце. Это не делается на скорую руку. Когда мы несколько раз читаем историю, то естественным образом вживаемся в неё. Это не значит, что надо её выучить наизусть. Вы можете запомнить некоторые ключевые слова или фразы, но нет нужды заучивать весь текст.
  2. Представьте себе мысленно ход событий. К примеру, закройте глаза и попытайтесь «прокрутить» всю историю в голове. Это поможет вам проверить, не упустили ли вы какие то существенные детали. Попробуйте воспроизвести все происходящие события. Если в истории есть моменты, которые вам трудно представить, вернитесь к истории и перечитайте ещё раз
  3. Набросайте план рассказа на бумаге. Только ключевые фразы. Возможно вы захотите сопроводить свой рассказ примерами из других историй, или дополнить  услышанными событиями в новостях, или случаем из вашей собственной жизни. Это зависит от темы, которую вы запланировали высвободить детям – каждое из них, должно быть посвящено какому – то  событию и истине содержащейся в Слове Божьем.
  4. Попрактикуйтесь, рассказав историю вслух или записав на магнитофон. Рассказывайте её непринуждённо. Обратите внимание на интонацию, на темп речи, речевые обороты, паузы. На ваше выражение лица, жесты, на то, хорошо ли вы помните последовательность событий.
  5. Определите, что нужно улучшить. Не слишком ли короткий у вас рассказ? А быть может слишком длинный? Не упустили ли вы важных деталей? Сумеете ли вы своим выступлением привлечь внимание детей и помочь им соотнести библейскую историю с жизнью XXI века? Насколько ваш голос, темп речи, жесты и манера изложения были живыми и непосредственными? Если нет, попробуйте ещё раз. Не переставайте тренироваться до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно.
  6. Отложите ваши записи.
  7. Попробуйте рассказать эту историю вашему другу или кому – то из домашних. Узнайте их впечатление, попросив указать сильные и слабые стороны вашего рассказа.
  8. Попросите Бога благословить вас перед началом служения.

Это традиционный подход, есть альтернативные. О них узнавайте из других источников.